Тема 19 "ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА"

«Теории происхождения права»

1. Основные теории права    

      В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенци­онное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное.

      Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных от­ношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

      Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме не­которые из них сохраняются и в настоящее время.

Теория естественного права

     Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.

     Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за­ложенные самой природой человека.

     На­пример, Цицерон говорил, что закон государства, противо­речащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

     Логически завершенную форму и распро­странение эта концепция получи­ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

     Фундаментальную разработку эта теория по­лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

     Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят­ственно осуществляться, источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека.

     Основными положениями теории естественного права являются:

   » право и закон - не одно и то же;

   » законы (писаное, "позитивное" право) созданы законода­телями (людьми) и приняты государственными органами;

   » право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

   » право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

   » фактически право и мораль едины, ос­нову права составляют нравственные ценности;

   » не всегда законы соответствуют естественному праву;

   » права человека имеют естественный характер, принад­лежат человеку от рождения и не зависят от воли зако­нодателя.

     Достоинствами теории естественного права яв­ляются:

   ~ прогрессивность;

   ~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

   ~ допущение, что официальные законы не всегда соот­ветствуют естественному праву (то есть, нормам справед­ливости).

   ~ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

     К основным недостаткам теории естественного права относятся:

Историческая школа пра­ва

     Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народно­го духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

     Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

   » право возникает само по себе и формируется посте­пенно (подобно языку и нравам);

   » основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

   » официальные законы являются юридическим оформле­нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

      К достоинствам теории права можно отнести те фак­ты, что:

   ~ обычай действительно предшествовал появлению права;

   ~ принимая   законы,   законодатель   должен   учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные осо­бенности;

   ~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на есте­ственность развития права.

     Главным недостатком теории является ее обра­щенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

Теория нормативистского права

     Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция  права получила рас­пространение в первой трети XX в. Ее авторами считают­ся X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

     По мнению Кельзена, право представляет собой строй­ную иерархическую пирамиду во главе с «основной нор­мой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основа­нии пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.

      Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и пред­ставлять собой «чистую науку». Право — это система дол­жного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном норма­тивном акте, обеспеченном принудительной силой государ­ства. 

     Суть нормативистской теории составляют следую­щие положения:

   » право является пирамидой норм;

   » во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

   » каждая норма в данной иерархии черпает юридиче­скую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суве­ренной нормы;

   » сила права зависит от разумности построения всей ие­рархической правовой системы;

   » право "живет" только в кодифицированных юридиче­ских нормах, то есть не может быть права вне норм (на­пример естественного);

   » право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чис­том виде".

     К достоинствам теории можно отнести следующие:

   ~ признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от ин­дивидуальных актов до суверенной нормы высшей юри­дической силы;

   ~ идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

   ~  признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от фило­софии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуа­лизма между "естественным" и "позитивным" правом.

   ~ такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

      Недостатки теории:

     Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто­ящее время широкое признание получило требование соот­ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.

Социологическая теория права

     Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.

     Социологический подход сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторо­вич, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.

     Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

       Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.

     Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

     Суть социологической теории составляют следую­щие положения:

   » право и закон нетождественны между собой;

   » закон - писаное право;

   » право - реализация  закона  (то есть  правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

     Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

      Недостаток теории состоит:

     Разновидностью социологического направления выступа­ет теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внеш­него выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

     Заслуживает также внимания очень популярная на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от време­ни между отдельными родовыми группами случались конфлик­ты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут унич­тожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы из­бежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старей­шин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возник­ло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а за­тем были оформлены государством в форме законов, предусмат­ривающих санкции за их нарушение.

Реалистическая школа

     Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг).

     Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защи­щенный государством интерес личности. Государство выступа­ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

     Отрицательные стороны правового ре­ализма:

— отсутствие прочной юридической основы предпринимае­мых действий и уверенности в конечных их результатах;

— решение юридических дел в пользу экономически и полити­чески сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не сто­ящим у кормила политической власти;

— опасность некомпетентного решения и откровенного про­извола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Психологическая теория права

     Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др.

     По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущ­ность права определяются не через деятельность законо­дателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

     Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитив­ное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат  внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.

     Интуитивные переживания (интуитивное право) высту­пает регулятором поведения человека и потому рассмат­ривается как реальное, действительное право. Оно выс­тупает критерием оценки позитивного права.

     В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязатель­но-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

     Суть данной теории можно отнести следующие:

   » причины появления права коренятся в психике людей;

   » субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;

   » юридические обязанности произошли от психологиче­ского чувства обязанности сделать что-либо;

   » право делится на интуитивное (исходящее из личных пе­реживаний) и позитивное (установленное государством);

   » истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к само­стоятельным и волевым действиям.

     Достоинствами данной теории являются следующие:

   ~ признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;

   ~ учиты­вает психологические особенности людей, роль право­сознания в правовом регулировании общественных отно­шений.

   ~ интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

     Основные недостатки теории:

Марксистская теория права

     Эта теория зародилась во вто­рой половине XIX - начале XX в. и являлась господ­ствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

     Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).

      В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господству­ющего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-норма­тивное выражение. Право — явление производ­ное от государства, в полной мере определяется его волей.

     Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отноше­ний. Оно не могло быть выше, чем экономический и куль­турный строй, породивший его.

    Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.

     Суть марксистской теории права составляют сле­дующие положения:

   » в основе теории лежит классовый подход;

   » право - возведенная в закон воля правящего класса;

   » право отражает существующие производственные от­ношения, где основная масса средств производства со­средоточена в руках небольшой группы собственников;

   » право устанавливается и охраняется государством.

      Положительные стороны теории:

   ~ подведение эконо­мического базиса под вопрос изучения  права;

   ~ трезвая оценка роли государства и государственной элиты в соз­дании права;

   ~ показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

   ~ обращает внимание на тесную связь права с государством, ко­торое устанавливает и обеспечивает его.

     Основные недостатки теории:

Интегральный (интегративный) подход к пониманию права.

      Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворитель­ное, несовершенное, требующее разных измерений и нео­динаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источни­ков права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др. Об этом — в следующих темах лекций.

     Каждая концепция имеет свои достоинства и недо­статки. Различные подходы к правопониманию, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия имеют определенную ценность в науч­ных целях.

     Нельзя считать тот или иной признак неприемлемым или наоборот существенным. Мера свободы и справед­ливости будет характеризовать содержание, а формаль­ным свойством будет общеобязательность, основываю­щаяся на принуждении со стороны государства.

     Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных свя­зей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права — исходное начало определенности и поряд­ка в общественных отношениях.

     Пра­во — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование сво­бодных воль в их взаимоотношении друг с другом.

     С учетом положений различных теорий можно определить существенные черты права:

  1. Право есть система нормативного регулирования, ос­нованная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.

  2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения челове­ка:

    ~ мера  полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, воз­можностей для  ее  инициативного  поведения;  

    ~ мера  допус­тимых ограничений свобод человека: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому…» (ст.4 Де­кларации прав человека и гражданина 1789 г.). 

   3. Право обеспечивается государственной властью, которая  участвует в правообразовании, в охране права.

   4. Нормативность есть исходное и основополагающее свой­ство права, придающее ему качество специфического регуля­тора, координатора деятельности людей и выра­жающееся через систему регулятивных средств различного уровня.

   5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

   6. Право не тождественно закону. Законодательство высту­пает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности,  правом не является.

2. Типология  права

     Типология права - это его специфическая клас­сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под­ходов:

   a) формационный подход;

   b) цивилизационный подход;

   c) подход на основе конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных, специально-юридичес­ких и других признаков.

     При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ­водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро­ечных элементов - государство и право.

     В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права:

   ♦ Рабовладельческое;

   ♦ Феодальное;

   ♦ Буржуазное;

   ♦ Социалистическое.

     В рамках цивилизационного подхода выделяют следу­ющие типы прав:

   • Право древних государств;

   • Право средневековых государств;

   • Право современных государств;

     В зависимости от конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиоз-ных и других признаков выделяют следующие типы права:

   1. Национально-правовая система (конкретного госу­дарства).

     Национально-правовая система - это конкретно-исто­рическая совокупность прав, юридической практики и гос­подствующей идеологии отдельного государства.

   2. Правовая семья:

   ♦ романо-германская (континентальное право);

   ♦ англо-американская (общее права);

   ♦ мусульманская и другие.

     Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!