Лекция 13 "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"

 «Финансово-экономические основы местного самоуправления»

 

1. Экономическая основа местного самоуправления

     Реальная самостоятельность и эффективность местного самоуправления зависит в первую очередь от наличия и объема материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования. Эти объема материально-финансовые ресурсы и составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления.

     Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.

     Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.

     В качестве общих принципов, определяющих экономическую и финансовую политику демократического государства в развитии и укреплении местного самоуправления являются положения Европейской Хартии самоуправления, которая устанавливает:

  ¯ органы местного самоуправления имеют право на финансовые ресурсы, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

  ¯ соразмерность финансовых ресурсов органов местного самоуправления полномочиям, предоставленным Конституцией или законами;

  ¯ пополнение части финансовых ресурсов местного самоуправления за счет местных сборов и налогов, ставки которых должны устанавливаться органами местного самоуправления самостоятельно в рамках закона;

   ¯ разнообразие и гибкость финансовых систем, на которых основываются ресурсы муниципального образования, для своевременного реагирования на изменение возникающих в процессе деятельности издержек;

   ¯ защита более слабых, в финансовом отношении, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или соответствующих мер, направленных  на корректировку последствий неравномерного перераспределения  возможных источников финансирования и расходов.

     Конституционное закрепление основ местного самоуправления обязывает органы государственной власти Федерации и её субъектов содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях в соответствии с Законом об общих принципах  местного самоуправления они:

   ~ законодательно регулируют порядок передачи объектов государственной собственности муниципальным образованиям;

   ~ передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются законом;

   ~ разрабатывают  и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

   ~ регулируют отношения государственных бюджетов с бюджетом муниципального образования;

   ~ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности способствуют сбалансированности минимальных местных бюджетов;

   ~ компенсируют дополнительные расходы органов местного самоуправления, связанных с осуществлением переданных государственных полномочий;

   ~ через целевые федеральные и региональные программы участвуют в решении местных задач;

   ~ обеспечивают финансово-экономические гарантии местного самоуправления;

     Гарантированность финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления со стороны государства выражается в следующих положениях:

   1) Закрепление доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, с целью обеспечения минимального размера бюджета муниципального образования.

   2) Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

   3) Самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью и обеспечение её государственной защитой наравне с другими формами собственности.

   4) Органы местного самоуправления вправе:

     = создавать юридические лица для осуществления в интересах населения муниципального образования своей хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации;

     = выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения и др.

     Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

   ♦ Местные финансы  (муниципальный бюджет);

   ♦ Муниципальная собственность (хлебопекарня, завод, учреждения образования, спортивные сооружения и т.п.);

   ♦ Имущество, служащее для удовлетворения местных потребностей (природные ресурсы, находящиеся в собственности государства или субъекта федерации, но используемые для нужд муниципального образования);

   ♦ Имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное в управление органу МСУ (служебные здания).

 

2. Муниципальная собственность, ее объекты и источники формирования

     Главной составной частью экономической основы местного самоуправления и условием существования самостоятельного местного самоуправления является муниципальная собственность.

     До 1991 года муниципальной собственности не было. Понятие «муниципальная собственность» было введено Законом РСФСР от 24.12.1990 года «О собственности а РСФСР», утратившим свою силу после введения в действие части первой ГК РФ (с 01.01.1995 г.). Ее формирование началось после принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении и разграничении собственности: федеральной, субъектов федерации и муниципальной в 1991 году. В муниципальную собственность в соответствии с этим Законом по особому списку были переданы определенные категории объектов, заложившие ее основу (жилой и нежилой фонды, объекты государственного пассажирского транспорта, благоустройства, предприятия розничной торговли и общественного питания, здравоохранения, образования и др.).

    В соответствии с гражданским законодательством к имуществу относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Понятие «муниципальное имущество» по своему значению шире понятия «муниципальная собственность». Это связано прежде всего с тем, что право собственности является одним из возможных правовых оснований принадлежности объектов муниципальному образованию.

     Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

     Муниципальная собственность это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. Её субъектом является муниципальное образование, а не органы местного самоуправления, которые управляют и распоряжаются ею от имени населения муниципального образования. Конституционное признание муниципальной собственности в качестве основы самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение:

     В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в состав муниципальной собственности входят:

   a) средства местного бюджета и внебюджетные фонды;

   b) имущество органов местного самоуправления;

   c) муниципальные земли и природные ресурсы;

   d) муниципальные предприятия, организации, банки и другие кредитно-финансовые организации;

   e) жилищный фонд и нежилые помещения;

   f) учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое имущество.

     Имущество, находящееся в собственности муниципального образования делится на две части: одна закрепляется за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая (средства местного бюджета и незакрепленное за предприятиями) составляет муниципальную казну муниципального образования.

     Имущество муниципального образования формируется в основном по двум видам оснований: публичные (передача, разграничение государственной собственности, приватизация и т.п.) и частные основания (участие муниципального образования в гражданском обороте).

     В настоящее время муниципальная собственность формируется главным образом следующими способами:

Управление и распоряжение муниципальным имуществом

     Исходными субъектами носителями права муниципальной собственности является само население муниципального образования в лице представительного органа и администрации. Разграничение их конкретных полномочий в отношении муниципального имущества должно происходить прежде всего на основе разделения их функций. Исключительной компетенцией представительного органа является определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью администрации по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

    Приобретение и отчуждение муниципальной собственности определяют муниципальные органы:

    Унитарным муниципальным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имуществом. Унитарное предприятие может быть двух видов: 1) обладающее правом хозяйственного ведения (не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника, который также имеет право получения части прибыли предприятия) и 2) с правом оперативного управления (казенное предприятие).

     В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и т.п.). Операции с ценными бумагами органы МСУ осуществляют только через уполномоченные банки или через муниципальную кредитную организацию. Доходы от этих операций обязательно подлежат зачислению в местный бюджет.

 

3. Финансы местного самоуправления

     Местные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.

     Основные принципы организации местных финансов, источники их формирования и направления использования закреплены в федеральных законах «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации», в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ и в законодательстве субъектов Федерации.

     В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления (ст.2) в состав местных финансов входят:

     Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     В советский период все действующие на территории государства бюджеты, включая местные, объединялись в рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь самостоятельным уровнем бюджетной системы Российского государства, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные исключительно для решения вопросов местного значения самими муниципальными образованиями.

    Деятельность органов местного самоуправления по формированию финансовых средств и их использованию осуществляется в соответствии с установленным законодательством порядке и процессуальной форме. Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету о его исполнении в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и её субъекта.    

    Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы государства наряду с Федеральным и региональными бюджетами, отношения между которыми строятся на основе принципов:

   ♦ взаимной ответственности;

   ♦ единства методологии с учетом их особенностей;

   ♦ сокращения встречных финансовых потоков;

   ♦ компенсации расходов муниципальных образований, возникающих в результате решений государственных органов;

   ♦ гласности межбюджетных отношений.

     Бюджет состоит из двух основных частей доходной и расходной. Доходная часть бюджета состоит из собственных и регулирующих доходов, а также дотации, субвенции и заемные средства.

     Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством на безвозмездной и безвозвратной основе в местный бюджет. К ним относятся: а) налоговые доходы; б) неналоговые доходы; в) безвозмездные перечисления.

     Собственные доходы – это налоговые и неналоговые  платежи, закрепленные за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и направляемые в местные бюджеты.

     К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством государства местные налоги и сборы (ст.15 НК - земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на наследование или дарение, лицензионные сборы); госпошлина, штрафы, пени, поступающие в бюджет; доли федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами; платежи за пользование недрами и природными ресурсами и другие налоговые платежи.

     Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом России.

     Кроме этих налогов в местный бюджет поступают доли федеральных налогов в размере, установленном Законом о финансовых основах местного самоуправления: 50 % от подоходного налога с физических лиц, 5 %  от налога на прибыль предприятий, не менее 5 % акцизных сборов на спирт, водку и ликероводочные изделия и другие подакцизные товары.

     Государственная пошлина (за совершение нотариальных действий) и штрафы также отнесены к собственным средствам местного бюджета.

     К числу неналоговых доходов местного бюджета законодательство относит доходы:

    Дотации и субвенции предоставляются муниципальным образованиям федеральным и региональным бюджетами на безвозвратной и безвозмездной основе. При этом субвенции выделяются в отличии от дотаций на конкретные цели и в случае их нецелевого использования или не использования в установленный срок подлежат возврату в соответствующий бюджет.

    Субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     В целях выравнивания финансового положения муниципальных образований государство за счет средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований может оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям с учетом местных особенностей.

     Для осуществления органами местного самоуправления своих функций и задач в местном бюджете предусматриваются соответствующие расходы на них. Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Расходная часть местного бюджета включает затраты:

   › на решение собственных задач местного самоуправления;

   › по осуществлению переданных государством полномочий;

   › на погашение долга по муниципальному займу и долгам по ссудам;

   › на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

   › иные расходы, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования.

     Перечень расходов финансируемых исключительно за счет средств местного бюджета закреплен в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.07.98 г. и содержится в ст. 87 Бюджетного кодекса России. В первую очередь и в основном к ним относятся вопросы местного значения:

   = содержание учреждений образования, культуры, здравоохранения, СМИ, дошкольные и другие учреждения, находящиеся в муниципальной собственности;

   = развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

   = благоустройство и озеленение территории и охрана окружающей природной среды;

   = дорожное строительство и содержание муниципальных дорог;

   = транспортное обслуживание населения;

   = содержание органов местного самоуправления;

   = утилизация и переработка бытовых отходов;

   = обеспечение противопожарной безопасности и другие вопросы.

     Среди расходов муниципального образования в местном бюджете предусматриваются также расходы по обслуживанию и погашению муниципального долга. Муниципальные долги – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления (ст.16) предельно допустимая сумма долговых обязательств не должна превышать 15 % объема расходной части местного бюджета. Они возникают:

     Исполнение обязательств муниципального образования осуществляется за счет средств муниципальной казны, которую составляют средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за предприятиями  и учреждениями муниципального образования.

     Все расходы местного бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

     Текущие расходы местных бюджетов объединяют статьи бюджета, которые обеспечивают деятельность органов местного самоуправления, бюджетных организаций и другие расходы не вошедшие в раздел капитальных.

    Капитальные расходы призваны обеспечить инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством и т. д.

     Кроме текущих и капитальных расходов в местном бюджете может предусматриваться создание резервных фондов, а в качестве составной части бюджета сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями (различных поселений, расположенных в границах единого муниципального образования).

     В соответствии с действующим законодательством государства органы местного самоуправления муниципальных образований вправе создавать целевые внебюджетные фонды, которые формируются из:

   а) добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций;

   б) штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Суммы таких штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержание объектов историко-культурного наследия.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!