Лекция 3 "ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА"

«Источники гражданского права» 

 

1. Понятие и особенности источников права

Понятие источника права

     Гражданское законодательство относится к исключительной ком­петенции Российской Федерации. Это значит, что законы о гражданс­ком праве могут быть только федеральными, а субъекты Федерации не имеют полномочий принимать акты гражданского законодательства. Этим обеспечивается единство экономического пространства на всей территории России, единообразие «правил игры» в рыночной эконо­мике и других имущественных отношениях.

     Источники гражданского права — форма закрепления (внешнего выражения) гражданско-правовых норм.

     Совокупность нормативно-правовых  актов составляет гражданское законодательство. Законодательство Российской Федерации включает в себя право­вые акты органов законодательной и исполнительной власти, осно­вывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики. Акты гражданского права не принимаются субъектами Федерации — республиками, областями, городами федерального значения.

Виды источников и их особенности

     Источники гражданского права делятся на правовые акты и обы­чаи.

     В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. К нормативно-правовым актам относятся законы и подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права.

     Все нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной строго иерархической системе. Чем выше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства.

Законы и подзаконные нормативные акты 

     Среди законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой по срав­нению с другими правовыми актами. В ней содержатся основопола­гающие для гражданско-правового регулирования нормы.

     В ст. 76 Конституции РФ выделяются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Федеральные  законы иногда их называют законы текущего законодательствования.

     Конституция РФ (Основной Закон), как федеральный конституционный закон обладает в сравнении с другими наиболее высокой юридической силой, среди норм различных отраслей права в ст. 35,36 Конституции РФ содержатся нормы, составляющие основу гражданско-правового регулирования отношений собственности,  а  в  ст.ст.  20-25  гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений граждан на территории Российской Федерации;

     Особое место в системе  отраслевого законодательства занимает ГК РФ, являющийся базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории России.

    Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Гражданский Кодекс,  как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений;

     Специальные Основы, Кодексы и Законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права:  "Основы законодательства  Союза  ССР  и  союзных  республик об   аренде".   "Кодекс торгового  мореплавания  Союза  ССР",   Закон   РФ   "О   несостоятельности (банкротстве)  предприятий",  Закон РФ   "О  страховании",  Патентный Закон РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и т.п.

     Источниками гражданского права являются подзаконные акты: указы Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов ис­полнительной власти (приказы, инструкции, правила и т. п.). 

     Указы Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, вхо­дящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80—90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения соглас­но ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

      Постановления Правительства  РФ. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержа­щие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

      Нормативные  акты  министерств  и  ведомств - ведомственные  нормативные акты. Такие нормативные акты могут издаваться толь­ко в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Нормы международного права

     В соответствии с Конституцией РФ (п.4. ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) обще­признанные принципы и нормы международного права (например, свобода торговли, мореплавания и др.) являются со­ставной частью правовой системы Российской Федерации. К этой категории источников относятся также международные договоры РФ и обычаи делового оборота. Общепризнанные принципы и нормы между­народного права регулируют любые гражданские правоотно­шения. Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности.  

     Одни меж­дународные договоры могут применяться к соответствующим гражданско-право­вым отношениям непосредственно, а другие после издания внутригосударственного акта (имплементация). Международные договоры Российской Фе­дерации обладают более высокой юридической силой по сравнению с внутренним российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмот­рены гражданским законодательством Российской Федерации, при­меняются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ). 

     Нормы международного права и международные догово­ры применяются в регулировании гражданских правоотношений двумя способами: опосредованно и непосредственно. В первом случае применяются лишь принципы и положения, заимствованные законодателем из международного права и международных договоров. Это касается, в частности, принципов и положений, содержащихся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Гене­ральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по вопросам международного правопорядка, реше­ниях Международного суда.

     Некоторые нормы в гл. 30 ГК о договоре купли-продажи сформулированы на базе положений Конвенции ООН о договорах междуна­родной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция - более 60 стран-участниц). Положения этой Конвенции использованы при формулировании норм о договоре подряда гл. 37 ГК. Транспортные уставы и кодексы, (КТМ, Воздушный кодекс и др.), широко используют международный правовой опыт, закрепленный в действующих тран­спортных конвенциях.

Меж­дународные договоры

     Наше государство — участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о пра­вовой помощи. Меж­дународные договоры могут быть межгосударственными, межпра­вительственными и межведомственными.

     Международные договоры РФ имеют своим предметом отношения отечественных предпринимателей и граждан с ино­странными юридическими лицами и гражданами. Они при­меняются также к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пас­сажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на терри­тории Российской Федерации. Многие положения меж­дународных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

     Международные договоры применя­ются непосредственно к гражданско-правовым отношениям как с участием иностранных субъектов, если они определяют пра­ва и обязанности таких физических и юридических лиц на иму­щество, находящееся на территории РФ, процедуру заключения и оформления сделок, принципы и порядок определения ответ­ственности за вред, причиненный иностранным лицам, и за вред, причиненный последними, так и в отношениях, участниками ко­торых являются только российские граждане (например, в отно­шениях, связанных с международными перевозками грузов, пас­сажиров и багажа).

     Общие правила применения международных договоров:

   • издание специального акта РФ имплементаций о примене­нии определенных международных договоров (например, Париж­ская конвенция по охране промышленной собственности);
   • международные договоры имеют приоритет перед нацио­нальным законодательством в случае противоречия (коллизии) между ними;

   • положения международных договоров СССР обязательны для РФ, как его правопреемника в большинстве случаев.

     Примером опосредованного применения международных договоров является применение положений, содержащихся в международных конвенциях, в частности в конвенциях ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г., Меж­дународной конвенции об унификации некоторых правил о ко­носаментах 1921 г.

Обычаи делового оборота

     В сфере имущественного оборота в силу его сложности и других особенностей известную роль всегда сохраняет обычай. Обычай - правило поведения, сложившееся в результате длитель­ного практического применения в какой-либо области предпринимательской дея­тельности и получившие признание государ­ства, не предусмотренное законодательством. Обычай рассматривается в качестве своеобразной диспозитивной (восполнительной) нормы права («обычное право»).

     При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо нормативном документе, хотя такие документы в ряде случаев и сущест­вуют.

     Существование обычая должно быть доказано экс­пертами, знакомыми со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Обычаи применя­ются при наличии пробела в законодательстве и одновре­менном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

     Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить.

     Обычаи делового оборота применяются:

   = в случае, когда имеется пробел в законе, не урегулирован­ный сторонами;
   = если порядок применения их предусмотрен Гражданским кодексом РФ и Кодексом торгового мореплавания.

     Обычаи делового оборота должны отвечать следующим требованиям:

   • правила, содержащиеся в обычае, должны быть постоян­ными и определенными, иметь узкий специальный характер, применяться длительное время на практике, применяться широ­ко и часто;

   • правило, содержащееся в обычае, не должно быть предус­мотрено гражданским законодательством.

     Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринима­телей положениям законодательства или договору.

     В гражданском праве наряду с термином «обычай делового оборота» могут использоваться также «обыкновения», «заведенный порядок», «обычно предъявляемые тре­бования», однако действующий ГК РФ не признает их источником гражданского права.

     Обычай должен быть сложившимся, т.е. достаточно определенным в своем содержании и широко применяемым в имущественном, прежде всего в предпринимательском, обороте (например, традиции исполнения тех или иных договорных обязательств). Примером этого является правовое оформление международного торгового оборота, в котором для регулирования взаимосвязей участников широко применяются различные международные торговые обычаи и обыкновения. Закон иногда придает юридическое значение и иным обычаям, сложившимся, например, в сфере вещных отношений (ст. 221 ГК).

     Среди обычаев («обычно предъявляемых требований») в российской практике имущественных отношений выделяется обычай делового оборота (ст. 5 и 309 ГК). Он представляет, обычаи сложившиеся и широко применяемые в сфере предпринимательской деятельности, т.е. торговые обычаи в их классическом, традиционном понимании. Лишь такие обычаи по прямому указанию гражданского закона применяются в качестве правовой нормы к регулируемым отношениям (при наличии условий, предусмотренных п. 1 ст. 6 и п. 5 ст. 421 ГК)  и должны учитываться при толковании судом условий договора (ч. 2 ст. 431 ГК).

     При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным (императивным) или восполнительным (диспозитивным) положениям законодательства либо условиям договора (п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК). В своей юридической силе они, таким образом, уступают норме права и «заведенному порядку» (практике взаимоотношений сторон).

     Обычаи традиционно отличаются от обыкновений  — такое сложившееся правило, которым прямо согласились руководствоваться стороны договора и только потому оно приобрело юридическое значение. Оно представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашения партнеров). Если такого условия в договоре нет (или намерение сторон руководствоваться им не доказано), обыкновение не учитывается как обязательное правило и при отсутствии специальных указаний законодательства или договора.

     В основе обыкновений также могут лежать общепризнанные обычаи. Примером может служить известный сборник торговых обычаев «Инкотермс», составленный Международной торговой палатой (Париж). Они представляют собой неофициальную систематизацию обыкновений, имеющих юридическое значение лишь для конкретного договора в случае ссылки на них контрагентов. В России обычаи оформлены, например, в виде сборников обы­чаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой.

     От обыкновений отличается «заведенный порядок». Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумеваемую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу. Сложившаяся практика взаимоотношений конкретных субъектов совсем не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение имущественного оборота.

     Российское гражданское право различает обычаи и «практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон» договора (т. е. заведенный порядок), в частности обоснованно отдавая последнему предпочтение перед обычаем при толковании условий договора судом (ч. 2 ст. 431 ГК). Но значение источника гражданского права наш закон придает только обычаю.

     Различие понятий обычая, обыкновения и заведенного порядка (практики взаимоотношений сторон) учитывается в законодательстве об имущественном обороте. Венская конвенция содержит в ч. 1 ст. 9 правило о том, что стороны договора «связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях». Исходя из сказанного ранее, под «обычаем» имеется в виду обыкновение, а под «практикой» — заведенный порядок.

     Обыкновения, заведенный порядок, как и условия конкретных договоров, не являются источниками права, т.е. формой выражения общеобязательных правовых норм. Этим они принципиально отличаются от обычаев, хотя по своей юридической силе в некоторых ситуациях и превосходят их.

Не относятся к источникам российского гражданского права

     Не считаются источниками гражданского права, но исполь­зуются в правоприменительной практике:

    • нормы морали и нравственности, имеющие значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильно­го применения воплощенных в нем правовых норм (чтобы при­знать сделку совершенной с целью, «заведомо противной осно­вам правопорядка и нравственности», необходимо знать, какие правила составляют основу нравственности в обществе);
   • постановления судебных пленумов, являющиеся актами, разъясняющими вопросы применения права в порядке толкова­ния законодательства, и обязательные для всей системы соот­ветствующих судов;
   • судебная практика, т.е. многократное единообразное реше­ние судами одной и той же категории дел, способствующие вы­работке единого понимания, и применения судебными органами гражданского законодательства;

   • судебный прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу, обязательно только для лиц, участвующих в деле, но не обязательно для судей, рассматривающих аналогичные дела.

     Правила морали и нравственности, становятся источниками права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте, входящим в систему гражданского законодательства. Так, ст.227 ГК закрепляет право морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее,  или ее собственнику; в силу ст.   169 ГК признается  ничтожной сделка, совершенная    с    целью,    заведомо    противной    основам    правопорядка    и нравственности, и т.п.

     Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. Это же можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

     Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц, договоры и т. п. Эти акты обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор — закон для двоих»).

Особое положение судебной практики

     Судебный прецедент (или  судебная практика). В англо-американской правовой системе роль основного источника права выполняет судебный прецедент — вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судов высших инстанций, определенным образом систематизированных или обобщенных, которые и составляют здесь понятие судебной практики. В качестве источника права она определяет даже порядок применения писаного, «статутного права» (statute law) - законов и других нормативных актов.

     В континентальной, в том числе в российской, правовой системе судебный прецедент формально не считается источником права, хотя и у нас велико значение судебной практики.

     Судебный прецедент не призна­ется источником гражданского права, поскольку судебные уч­реждения относятся к числу правоприменительных, а не зако­нодательных органов, и поэтому принятые ими решения и разъяснения не являются нормами права. Они считаются лишь актами при­менения права, носят прецедентный характер, относятся к конкретному делу в отношении его участников, а не для всех субъектов предпринимательской деятельности. Хотя до настоящего времени данный вопрос является спорным. В зарубежных правовых системах англо-американского права судебный прецедент является источников права и не только гражданского. 

     Под судебной и арбитражной практикой понимают:

   • решения и определения «низовых судов» общей компетен­ции и арбитражных судов;
   • постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.

     Значение судебной практики:

   - решения низовых и арбитражных судов обязательны лишь для участвующих в конкретном деле сторон;
   - постановления Судебных пленумов и Арбитражного суда обязательны для соответствующих органов суда и Арбитражного суда.

     Возникающие между субъектами гражданского права споры разрешаются судами общей юрисдикции (споры с участием граждан) и арбитраж­ными судами (споры предпринимателей). Правовая природа таких споров может быть связана с различными факторами в имущественном обороте: неодинаковое понимание субъектами своих прав и обязанностей, недостатки в изложении правовой нормы, пробелы в праве и др.

     В современных условиях гражданское зако­нодательство не в полной мере учитывает особенности рыночных отношений и имеет пробелы. Из-за имеющихся в законодательстве пробелов в про­цессе применения правовых норм суд (конституционный, общей юрисдикции и арбитражный) для урегулирова­ния возникающих споров бывают вынуждены в некоторых случаях выходить за формальные рамки действующего гражданского и иного зако­нодательства, не дожидаясь внесения в него изменений.

     В таких случаях разъяснения Плену­мов высших судебных и арбитражных органов по применению за­конодательства могут приобретать и фактически приобретают ха­рактер дополнительного источника гражданского права.

     Высшие органы этих су­дебных систем — Пленумы — наделены правом давать нижестоя­щим судам руководящие разъяснения о правильном применении норм действующего законодательства, которые имеют форму поста­новлений.

     Со ссылкой на этот практический опыт в юридической литературе было выска­зано мнение о том, что решения судов, формулируе­мые в общей форме в постановлениях их высших органов по разъ­яснению норм законодательства, имеют нормативный характер. В дальнейшем было предложено именовать их правоположениями. По существу, это является признанием за постановлениями высших судебных органов свойств дополнительного источника гражданского права (как и других отраслей российского права).

     Правовое значение таких разъяснений в нормах действующе­го законодательства не определено. Они отражают практику приме­нения высшими судебными инстанциями норм гражданского зако­нодательства, и их следует считать актами судебного толкования норм права.

     Однако, они должны учитываться при совершении гражданско-правовых сделок и разре­шении возникающих имущественных споров. По своему содержанию эти акты выходят за рамки толкования норм гражданского права и име­ют более широкое нормативное значение.

     Сами участники гражданского оборота начинают на практике руководствуются (т.е. определяют для себя права и обязанности с учетом судебных решений и разъяснений), с тем, чтобы в дальнейшем не стать правонарушителем. Этого как раз и помогает избежать не сама правовая норма (иногда отсутствующая вообще), а разъяснение и решение суда. Эти судебные акты дают материал для правильного понимания и применения действующих правовых норм и устраняют пробелы в праве. Решения, выносимые судами по конкретным гражданско-правовым спо­рам и разъяснения судов, таким образом, могут считаться производным и дополнительными источником права.

 

2. Гражданское законодательство

Понятие гражданского законодательства

     Понятие гражданского законодательства применяет­ся в двух смыслах: в узком и широком. Законодательство в уз­ком смысле включает в себя Гражданский кодекс и федераль­ные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, в ст. 2 ГК РФ. В широком смысле законодательство включает в себя все источники гражданского права.

     Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

     По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

    1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы — нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ (возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК);

   2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

   3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

     Правовые нормы, содержащиеся в нормативных актах в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.

     Особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Эти правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов.

     В гражданском законодательстве имеются также общеобязательные, императивные нормы, не допускающие отступлений от предписаний. В случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы надлежит исходить из ее императивного характера.

Систематизация нормативно-правовых актов

     Большой объем правовых актов, сложность регулирования имущественных отношений и их разнообразие создает определенные трудности в правоприменительной практике и в установлении взаимосвязей между правовыми актами. Работу по применению законов и ГК РФ усложняет существо­вание нормативных актов СССР и РСФСР, принятых до его вве­дения и до сих пор не отмененных. В отношении законов СССР существует следующее правило: эти законы продолжают дей­ствовать лишь до момента приведения их в соответствие с дей­ствующим ГК РФ и лишь в соответствии со специальными актами, посвященными их действию, при условии их непротиворе­чия ГК РФ.

     Поэтому для гражданского законодательства значение имеет решение вопросов его упорядочения и систематизации.

     К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.

     Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера.

     Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

     При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.

     Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное место в системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

      В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором — в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.).

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!